События пройдут в 180 школах, университетах и учреждениях дополнительного образования России, на наукоемкий предприятиях, а также онлайн. Участие во всех – бесплатное. Полная программа – на сайте www.htweek.ru. Каждый участник может составить свой индивидуальный маршрут из мероприятий.
Сейчас рассказываем о трех регионах подробнее.
«В этом году в Новосибирской области пройдет почти 80 мероприятий, не считая классных часов. Помогают РАНовские институты, весь Академгородок. Прежде всего, институт теплофизики, институт катализа, институты ядерной физики и физики полупроводников, органической и неорганической химии, цитологии и генетики. Будет много экскурсий, встреч, путешествий, кейс-чемпионаты и проектировочные сессии со школьниками, чтобы они смогли сделать за неделю небольшой продукт и работа им запомнилась», – рассказала Елена Рекичинская, учитель, замдиректора новосибирской гимназии № 3 в Академгородке, руководитель регионального центра Школьной лиги.
Фишка гимназии – межпредметное погружение школьников всех классов в «Наномир». Задействованы все: учителя химии, физики, математики, информатики, русского языка и литературы, английского, французского, немецкого языков, а также кафедра воспитательной работы и социально-психологическая служба. Их задача – не просто привлечь внимание детей к актуальной теме, но мотивировать старшеклассников к обучению в технических вузах и дальнейшей работе в наукоемких областях промышленности.
В течение нескольких дней гимназисты и педагоги вместе путешествуют по увлекательному миру нанотехнологий, слушают лекции про «нано» в медицине, энергетике, экологии, моде, армии, строительстве. На информатике учителя рассказывают детям о квантовом компьютере, на уроке химии и химическом практикуме проводят эксперименты по получению наночастиц серебра и цветных стекол, на английском, немецком и французском ученики смотрят и обсуждают фильмы о нанотехнологиях и наноматериалах, на математике создают сказочные задачи, на географии выясняют, какие нанотехнологии применяются при строительстве объектов инфраструктуры.
Старшим классам предлагают поучаствовать в дебатах о том, как нанотехнологии влияют на экономический рост страны. Младшие школьники в научных станциях-лабораториях, организованных учителями и старшеклассниками, пробуют на ощупь умную пыль, размышляют об одежде с необычными свойствами и эффекте лотоса, который используется в современной индустрии.
В Пермском крае, по словам Ольги Рыпневской, замдиректора школы № 81, руководителя регионального ресурсного центра Школьной лиги, в качестве партнеров Недели и школ выступают политехнический и педагогический университеты, центр опережающей профессиональной подготовки, Пермские моторы, НПО Искра, Лукойл Пермь нефть оргсинтез, Точка кипения НТИ, Кванториум, Дом научной коллаборации.
С последним организаторы в этом году уже в третий раз проведут семейный фестиваль по инженерному проектированию. В этом сезоне дети и их родители будут сообща конструировать электромобиль. Партнер фестиваля – производитель легендарного велосипеда Кама.
Также планируется игра по научной журналистике, когда за неделю ребята должны будут встретиться с молодыми учеными или представителями высокотехнологичных предприятий и создать медиапродукт. Оценивают работы и дают рекомендации местные журналисты и писатели.
Школьников города и области ждет знакомство с морским портом и судоремонтным заводом с его одним из самых больших доков в России, предприятиями Атомфлота и принципами экологичного обращения с отходами на Октябрьской железной дороге – филиале РЖД.
Морская арктическая геологоразведочная экспедиция познакомит с работой полярных исследователей, научным флотом, судовым оборудованием, экипажами исследовательских судов и районами исследований. Геологи и геофизики расскажут об экспедициях в северных и восточных морях.
В Мурманском морском торговом порту участники совершат виртуальное путешествие во времени, увидят исторические периоды развития порта и современные производственные площадки. Ребят познакомят с перегрузочной техникой, покажут, каким образом груз попадает в порт и на каких судах уходит к грузополучателям.
На занятии ИЦАЭ школьники узнают об основной из сегодняшних экологических проблем – парниковом эффекте, познакомятся с принципами работы различных электростанций, проанализируют их плюсы и минусы и оценят их значение в энергосистемах будущего. На основе полученных знаний ребята построят свою энергосеть на одной из колонизируемых планет, а также построят свою стратегию осознанного потребления. Здесь же ребятам помогут понять, где рождается электроэнергия и как она попадает в розетку. Школьники разберутся, по какому маршруту проходит ток от электрической станции к городам, с помощью генератора выработают электричество и зажгут лампу, а также «запустят» цепную реакцию деления ядер урана.
Впервые партнером Недели стала мурманская больница имени П.А.Баяндина. Медики покажут, как работает сложная медицинская техника для ультразвуковой диагностики внутренних органов, эхокардиографии, рентгенологии и исследования сосудов, МРТ, КТ, реанимационное, анестезиологическое, гемодиализное оборудование. Школьники также посетят травматолого-ортопедическое отделение – одно из самых современных и технически оснащенных клинических подразделений больницы, выполняющее все виды оперативных вмешательств при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
«Ценно, что ключевые предприятия Мурманской области открыты для школьников и рады показать многообразие профессий и областей для исследования, – расказала Ирина Чеховская, руководитель детского технопарка «Кванториум-51» в Центре образования «Лапландия», руководитель регионального центра Школьной лиги в Мурманской области. – Наука и техника развиваются очень быстро, и такие события, как Неделя высоких технологий, позволяют самим педагогам и наставникам не отставать, направляют и вдохновляют наших учеников. Это очень важно для Заполярья, чтобы уменьшить отток населения, особенно молодого, и мы обязаны знакомить наше подрастающее поколение с возможностями проявить себя, приложить все свои умения, знания и силы для развития Кольского полуострова, подтверждая наш слоган «На Севере жить». В этом плане мне запомнилась ученица из Полярных зорей, которая благодаря одной из экскурсий приехала в Пироговскую больницу. Тогда группа школьников знакомилась с технологиями восстановления суставов. После экскурсии девочка призналась нам: «Я буду только врачом, хочу лечить детей». Сейчас она уже на втором или третьем курсе в Петрозаводском университете на лечебном деле. Большинство ребят, конечно, не рассказывают о своих мечтах, но мы понимаем, что такие мероприятия очень важны для становления их личностей».