Рассказываем подробно о некоторых событиях в Кемеровской области в Неделю высоких технологий и технопредпринимательства.
В лицее № 111 прошел мастер-класс «Экстракция ДНК из продуктов растительного происхождения». Под руководством учителя биологии Виталия Иванчихина участники выполнили практическую экспериментальную работу по выделению ДНК из клеток банана и киви с применением буферного раствора и экстрактера, что способствовало развитию научного мышления, умению анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, делать обобщения и выводы, работать с различными источниками информации, применять в исследованиях лабораторное оборудование.
В занятии также поучаствовали школьники из школ Новокузнецка № 99, № 112 и лицея № 36» в Осинниках.
В 48-ой гимназии представители компании Девис Дерби Сибирь показали учащимся высокотехнологическое оборудование для горнодобывающей промышленности. Эксперты продемонстрировали, насколько чувствительны датчики загазованности атмосферы, как оперативно эта информация передается на поверхность шахты для мониторинга безопасности людей. У учащихся гимназии появилась возможность узнать, какое высокотехнологичное оборудование есть на современных шахтах и насколько добыча угля становится автоматизированной и безопасной.
Представители компании также объяснили принцип работы устройств, которые сами разработали. Это сотовый телефон, который можно использовать в забое, планшеты, быстро передающие информацию о каких-либо неполадках в шахте, микросхемы и маячки, встраиваемые в фонари на касках шахтеров, четко передающие местоположение человека.
Ученики 4-х классов этой гимназии в Час кода отправились в экспедицию, чтобы восстановить информационную систему станции. Ребята поняли, что как управлять объектами с помощью компьютерных программ.
В это время ученики 160 школы и «Точки роста» наблюдали «Рождение крылатого металла». Так назывался урок химии с Ириной Ширяевой в 9 классе. К необычному занятию готовились заранее и ребята, и учитель. Ирина Михайловна приготовила образцы алюминия, которые ребята могли изучить и сравнить.
«Кастрюли, скоростные поезда, фольга и самолеты. Какая между ними связь? Алюминий! Легкий, пластичный, устойчивый к коррозии, – рассказала учительница. – Этот незаменимый металл широко применяется в различных сферах промышленности: авиа-, судо-, ракето-, автомобилестроении, в производстве посуды, зеркал, садово-паркового инвентаря и даже в ювелирном деле. Алюминием «покрыты» телефон и ноутбук. Из него сделан кузов, двигатель и диски автомобиля, и многое другое».
Ребята познакомились с производством алюминия, посмотрели фильм о Новокузнецком заводе, производящем этот металл, а также выступили с докладами. Невозможно представить химию без формул и опытов, но важно также показать, где и как применяются полученные в школе знания.
Здесь же прошла игра «Крестики-нанонолики». Кто из детей не любит играть в крестики-нолики? Да и среди взрослых найдется не мало любителей этой простой игры на логику. Вот и ученикам восьмых классов повезло посетить специальный урок-игру. Приняли участие четыре команды по две от класса. Организатором мероприятия выступила учитель информатики Юлия Храпковская.
Чтобы поставить на игровое поле символ команды «Х» или «О», ребятам предстояло пройти за отведенное время задание карточки, соответствующей ячейке игрового поля. Если команда с заданием не справлялась, то свой знак ставила команда-противник.
Среди заданий были ребусы, задачи, примеры на системы счисления, кроссворды, расшифровки и другие. Азарт захватил участников уже после первых выставленных «крестиков» и «ноликов». Каждый пытался просчитать выигрышную стратегию. Команды-победители встретятся позже в финале.
В школе № 30 учитель физики провела практическое занятие «Как создать подъемную силу». Ребята ответили на вопросы: почему самолеты и ракеты летают, несмотря на свой колоссальный вес; какими способами отправить в воздух практически любую вещь, совершив необходимые расчеты. Ученики также самостоятельно сконструировали модель воздушного шара (ночного фонарика) и запустили его.
В Искитимской школе на «Космическом уроке 2.0. Перезагрузка. Физкультура» учащиеся 7 класса узнали, как здоровый образ жизни помогает космонавтам на орбите, поговорили о питании, режиме дня и физических нагрузках и виртуально побывали в Музее космонавтики. С учителем физкультуры Александром Козловым школьники обсудили, почему профессия космонавта такая сложная и какие нормативы нужно сдать, выполнили несколько упражнений на ловкость и реакцию.
Учащиеся Центра «Меридиан» поработали с учебным набором «Радиокубики». Собрали электрическую цепь, изучили свойства электропроводности различных материалов: бумаги, фольги, мела, ваты, соленной воды. В Технопарке педагоги показали увлекательные опыты с водой («Лава», «Эксперементы с цветом») и квест «Вода – источник жизни».
В Детском информационном агентстве «Меридиан» юные журналисты приняли участие в познавательном интенсиве «Нанотехнологии в текстиле». Ребята посмотрели фильм о начале эры умного текстиля и наукоемких технологиях в их основе. Такие изделия находят применение в экипировке военнослужащих, космонавтов и участников экспедиций, альпинистов, спортсменов и спасателей, работающих в экстремальных условиях. Интересно было как первоклашкам, так и старшеклассникам. Первые – нарисовали свои идеи, а вторые – готовят доклады по нанотехнологиям.
На мастер-классе по выжиганию ребята начальной школы развили технические навыки и умения, фантазию, мышление, творческие способности, эстетический вкус, внимание.
Выжигание, или пирография, – нанесение узоров раскаленным инструментом на деревянную пластинку. Это интересное хобби для детей и взрослых способствует развитию мелкой моторики, воображения, внимательности, тренирует усидчивость и целеустремленность. Древнерусские мастера занимались выжиганием с 9 века.
Помимо электрической пирографии существуют еще несколько способов выжигания: кислотой, электроразрядом, лазером, солнцем и так называемая пиротипия, с которыми ребята познакомятся на других мастер-классах.