Дискуссия прошла в рамках Форума труда и Недели высоких технологий и технопредприимательства.
Как отмечают участники, вопросы профессиональной ориентации и карьерного пути особенно актуальны в связи с взрывным ростом человеческой цивилизации, наук и технологий, а также вертикальной мобильности общества. Что ждет впереди сегодняшнего школьника, интересные карьерные перспективы или же постоянная конкуренция с искусственным интеллектом и роботами? На что ориентироваться в выборе образовательной траектории и как понять, какие практики и методики профориентации эффективны сегодня? На эти вопросы и постарались ответить эксперты.
«Мир весьма сложно предсказуем, старые модели работают плохо, мы не очень понимаем, что принесет цифровизация рынку труда, каким он будет через 5-10 лет, но профориентацией молодежи мы должны заниматься сейчас. Раньше мы говорили, что школьные предметы могут помочь в выборе профессии. Сейчас нам говорят противоположное: выбор будущей профессии может укрепить интерес к школьному предмету. Чем ярче дети встречаются с будущей профессией, и скорее всего не с одной, чем они точнее понимают этот мир, тем лучше растет мотивация изучать конкретный школьный предмет. В этом и цель Недели высоких технологий – дать попробовать профессии детям на вкус, познакомить их с реальными людьми, показать труд, самореализацию в профессии, деятельностное вложение в себя, в мир, в других людей, показать это ценностно-смысловое начало. Не просто устроить встречу с директором предприятия или лаборатории, а провести ребенка по всему циклу производства, где создается продукт, дать прожить весь процесс самостоятельно», – рассказала модератор круглого стола, директор института педагогики СПбГУ, научный руководитель Школьной лиги Елена Казакова.
То, что суть современной профориентации не в диагностике, а в погружении ребенка в пространство возможностей и примеров, подчеркнул и Антон Алексеев, генеральный директор Школьной лиги, педагог-исследователь СПбГУ.
«Ребята, которые пытаются выбрать профессию, не до конца понимают, к чему им готовиться. У них впереди множество траекторий. Именно поэтому Школьная лига уже 12 лет занимается развитием в школах естественно-научного и технического образования детей, помогает знакомить их с различными людьми, показывать разный опыт и что можно быть успешным человеком, идя многими путями. Робот пока не может, к счастью, сделать новое исследование, нащупать то, чего нет и никто до него не делал. Эта задача как раз для молодежи, которая будет выходить на рынок профессионального труда. Оказалось, что научить машину писать текст или рисовать легче, чем делать качественную сварку. Для нас это значит, что научные и технические профессии по-прежнему актуальны. И конечно, можно пробовать и ошибаться, и снова пробовать. Профессий много, и наличие искусственного интеллекта не должно останавливать в поиске себя», – отметил Антон Алексеев.
Не собрать робота и без знания физических законов. Так считает Ксения Барышникова, старший научный сотрудник Нового физтеха ИТМО, руководитель школьных образовательных программ. Ученая преподает физику в том числе IT-специалистам.
«Мы живем в век междисциплинарности. Наступило будущее, в котором не бывает чисто айтишника, физика, преподавателя. Всем приходится изучать новое, чтобы успевать за высоким темпом жизни. И в вопросах профориентации молодежи мы исповедуем те же принципы. У нас на программах для школьников есть задачи на стыке физики с биологией, химией, программированием. Мы показываем ребятам, что не обязательно выбирать, можно найти такой трек науки и образования, который учтет все возможные интересы. Тем не менее, многие уходят в IT, потому что компании ловят студентов прямо у дверей университетских аудиторий. А где те представители производств, где нужны физики, где руководители отделов, которые ищут ученых на предприятие? Мы их вылавливаем, а не они нас. Проблема в том, что не сформулировано горячее требование в профессионалах. Это видно, и это ограничивает ребят. А нам нужны специалисты, которые знают, как запустить ракету или спутник, создать новую оптику, построить квантовый компьютер. Поэтому мы не можем полагаться на роботов, которые лишь переваривают старое. Нужно обеспечить спрос на крутых специалистов», – рассказала физик.
Будут ли завтра работать одни роботы и почему «реальная» работа и творчество в их исполнении оцениваются неодинаково – объяснил Марат Герасимов, генеральный директор компании по разработке компьютерных игр «ИДДКД».
«Если предложить роботу подмести улицу, мы сразу увидим недоработки. А если – написать текст или нарисовать картину, то робот – автор: он “так видит”. Но мы не можем научить робота мести улицу, потому что люди, которые раньше это делали, не пойдут рисовать картины. В Германии существует законодательство, которое регулирует, какое число мест можно роботизировать при постройке нового завода. У нас тоже ждут таких законов. Тем не менее, даже в IT нужны разные люди. Никто не учит придумывать игры, и что интересно, среди дизайнеров игр есть и бывшие чиновники, и инженеры, писатели, историки – очень начитанные, интересующиеся миром люди, которые способны придумывать новое», – говорит эксперт.
Есть и жизненно важные профессии, которые никуда не денутся, по мнению участников круглого стола. «Фармацевтика точно войдет в когорту самых востребованных профессий на следующие 5 и более лет. При этом учителя и школьники мало про нее знают. При этом не все из тех, кто хочет лечить людей готовы идти в медицину и становиться врачами. Можно научиться производить лекарства. С 2016 года СПХФУ и школы реализовывали программу сопровождения фармклассов, а в этом году сделали пересборку всей профориентационной программы. Это и экскурсионный интенсив, и мастерские при кафедрах, и лекции ведущих ученых фармы, и встречи с выпускниками, и, конечно же, поездки на предприятия фармы. На наш взгляд, профориентационная работа должна быть направлена на то, чтобы не только познакомить с отдельными направлениями фармацевтической отрасли, но сформировать у школьников понимание полного цикла производства лекарств: от поиска активных молекул до производства опытного образца и доклинических и клинических испытаний, а затем – химического или биотехнологического производства, поступления в аптеку и приема пациентом. Попадая на экскурсионный интенсив внутри вуза, школьник получает навигационную карту всех этих этапов и проходит их. Это дает возможность ребятам ориентироваться в фарме, погружает в контекст того, что было до и будет после определенной стадии производственного процесса – “жизненного цикла” получения лекарственного препарата. И это не только теория – во время трека можно сделать что-то своими руками: растереть, смешать, спрессовать, измерить, – объясняет Елена Юшкова, доцент кафедры биотехнологии Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета, руководитель направления по профориентационной работе со школами. – И что еще важно, попадая, например, в GMP-тренинг центр с “чистыми помещениями” школьники узнают, что в таких вот особых зонах производств делают работники разного уровня компетенций. То есть чем занимается оператор производства, который окончил техникум. Чем занимается технолог или инженер, окончившие бакалавриат университета, а что делают сотрудники R&D-центра, где требуются компетенции магистра. Специально организованные мастерские позволяют школьнику буквально “примерить” профессию».
Эксперты сходятся во мнении, что любое сложное понятие нужно разложить на простые для понимания школьника 6-7 класса составляющие, дать что-то сделать самостоятельно. Благодаря Неделе высоких технологий и технопредпринимательства ребята из трех школ Петербурга попробовали управлять общественным транспортом на тренажере. Петербургский Горэлектротранс познакомил школьников с работой большого предприятия, умными трамваями и технологиями искусственного интеллекта для помощи водителям.
«Автопилот Теслы работает с перебоями, на трамваях и железных дорогах замена водителя не предвидится. Так что идите к нам, – сообщает Данила Михеев, директор Учебно-курсового комбината ГЭТ СПб. – А где же физики? Физики тоже у нас. Программисты могут научить алгоритмы решать некоторые задачи, но ищут и формулируют проблемы обычные люди – водители, рабочие, – потому что машине это не под силу. Более того, кабины водителей сейчас совсем другие. Комфортные, современные, технологичные. Новым транспортом часто управляют молодые люди и девушки, от которых не требуется “включать паровой двигатель или подкидывать уголь в топку”, нет, это все на кнопках. В кабине широкое кресло с широкими подлокотниками, которому позавидует любой геймер. У ремонтников – ноутбук или планшет, а не кувалда».
Оказывается, школьники до сих пор знают о трамваях только по музеям, где стоят дореволюционные образцы с лошадьми. А сегодня техника совсем другая, как и взаимодействие с людьми – пассажирами и пешеходами. Это накладывает определенные ограничения на автоматизацию процессов. Отрасли «человек-человек» не отомрут никогда, заявляют эксперты, потому что сложная природа второго человека не позволит в полной мере технологизировать общение. Например, в случае с трамваем водитель не столько ведет состав, сколько везет людей.
Не обошлось и без увольнений. Недавно компания Google сократила первые сто роботов, отмечает Владимир Честноков, начальник отдела организационной работы, информационного обеспечения и внешних связей Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. По его мнению, когда нейросеть сдаёт диплом, это тоже вопрос не к технологиям, а к требованиям квалификационных и научных работ. Какая в работе новизна, если нейросеть может быстро составить ее по обрывкам материалов из интернета?
«Технологии меняют вид занятости, но не ведут к сокращению. Количество занятых людей у нас постоянно растет. Когда-то у нас были сберкассы с девушками в окошках – потом рядом поставили банкоматы. Но девушки из окошек никуда не делись, у них появились новые задачи. Плюс появились девушки у банкоматов, чтобы объяснять, как ими пользоваться, грузчики, которые банкоматы перетаскивают, и инкассаторы, которые их наполняют купюрами, а также большое число айтишников, которые обеспечивают бесперебойную работу техники. Сейчас молодежь стремится, в первую очередь, стать счастливыми людьми. Главная задача школы – научить учиться. Университета – показать, где найти нужную информацию. Очень важно видеть не один отдельный кусочек профессии, а понимать, зачем это нужно, осознавать образ результата. Можно точить гайку на заводе, а можно делать часть космического корабля, который полетит куда-то. Восприятие профессии меняется принципиально», – говорит Владимир Честноков.
В прошедшей Всероссийской неделе высоких технологий и технопредпринимательства приняли участие около 5 000 школьников и педагогов Санкт-Петербурга и более 650 тысяч – по всей России. Кроме того, любой педагог страны с 13 по 20 марта мог присоединиться к Неделе, скачав специально разработанные компаниями и учеными уроки с сайта www.htweek.ru. Свыше 16 тысяч раз учителя воспользовались этой возможностью, провели с детьми тематические занятия и обсудили тренды развития науки и индустрии.
В Петербурге работали 13 площадок, в том числе СПХФУ, НИУ ВШЭ, Академия талантов, РГПУ имени А.И. Герцена. В городе прошли более 100 событий Недели. Во всех регионах страны программу составили более 3 000 событий на 300 площадках в школах и центрах дополнительного образования. Свои мероприятия предложили около 160 партнеров, среди которых крупные технологические компании, вузы и научно-исследовательские центры, в том числе, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, госкорпорации Роскосмос и Росатом, РусГидро, Новокузнецкий алюминиевый завод РУСАЛ, Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет. Оператор Недели – АНПО «Школьная лига».
Проект был реализован под эгидой Министерства просвещения РФ и включен в перечень рекомендуемых на учебный год мероприятий. В 2023 году НВТиТ стала частью Санкт-Петербургского международного форума труда, организованного Правительством Санкт-Петербурга при поддержке Министерства труда и социальной защиты России и Федеральной Службы по труду и занятости.
Игры-практикумы, IT-фестивали, кейс-турниры, мастер-классы по физике и биотехнологиям, созданию и использованию искусственного интеллекта, фармацевтике и энергетике, – все в равной степени увлекало учеников и младших, и старших классов.
Сайт проекта htweek.ru будет работать в течение года, и все желающие педагоги смогут пользоваться методическими разработками компаний для проведения инновационных уроков и в дальнейшем. А школьники могут оформить свои идеи, вдохновленные мероприятиями Недели, в проекты и подать на отборочный этап конференции «Крона JUNIOR», где в несколько этапов участники получат обратную связь от ученых и предпринимателей, доработают проект и попробуют реализовать его.
К дискуссии также подключилась онлайн Дарья Мачнева, главный эксперт департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ.