Новости

Мы собрали последние новости школ, СМИ и партнеров о событиях Недели, чтобы вы не пропустили ничего интересного!



Фильтр по годам:

Новосибирец провёл урок по космическому ориентированию

13-03-2019

13 марта новосибирский учёный, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН Дмитрий Эпштейн рассказал владимирским школьникам, как астрономия может пригодиться в обычной жизни. Лекция «Астрономия в школе: возвращение к звёздам» прошла в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки» и Всероссийской недели высоких технологий и технопредпринимательства.

13_Эпштейн 24 школа-4«Я работаю в лаборатории, которая занимается расчётами того, как газ обтекает вокруг космических аппаратов. По сути, это решение задачи, как космонавтам благополучно вернуться домой и что сделать, чтобы спутники не падали», – объяснил Дмитрий Эпштейн.

13_Эпштейн 24 школа-5Ответить на вопрос, где мы находимся, по мнению спикера, не так просто: всегда нужно выбирать систему отсчёта. Мы живём на планете Земля, а она – космический объект, и с этой точки зрения мы в космосе. Это астрономический космос. Аэродинамический космос начинается на высоте 100 километров от Земли. Это линия Кармана, которая условно считается границей между атмосферой и космосом. На этой высоте атмосфера становится настолько разреженной, что аэродинамическая авиация становится невозможной.

13_Эпштейн 24 школа-7Следующая условная граница космоса – 110 километров. Именно такая толщина атмосферы влияет на климат и погоду, и это метеорологический космос. А вот антропологический космос начинается уже с высоты 5,5 километров над уровнем моря. Недостаточное содержание кислорода в атмосфере на этой высоте приводит к серьёзным проблемам со здоровьем, если находиться там слишком долго.

13_Эпштейн 24 школа-9«Астрономия – это наука о том, что где находится, а космонавтика отвечает на вопрос, как туда попасть.Мы более 60 лет живём в космической эре. Она началась 4 октября 1957 года, когда был запущен первый в мире спутник – советский спутник-1. И поэтому уже пора знать свой космический адрес! Нужно представлять себе, в какой части Вселенной мы находимся и где расположена наша галактика относительно остальных», – уверен Дмитрий Эпштейн.

13_Эпштейн 24 школа-10Астрономия помогает объяснить, например, смену времён года, и дело не в расстоянии от Земли до Солнца, а в наклоне земной оси. Астроистория помогает выяснить, что происходило миллиарды лет назад, астрофизика –понять процессы, происходящие внутри звёзд и механизмы формирования планет, астробиология – разобраться в механизмах эволюции и возникновении жизни на других планетах.

На занятии школьники также узнали, сколько раз Земля умещается на отрезке между Землёй и Луной, когда и почему на нашей планете закончится вода, сколько стоит подготовка одного космонавта и причину, по которой люди не летят на Марс: при современных технических возможностях полученная космонавтами доза космической радиации будет губительна для их здоровья.

13_Эпштейн 24 школа-16Кроме того, Дмитрий Эпштейн продемонстрировал школьникам картинку, которая убедительно опровергает доводы сторонников плоской Земли. На ней можно увидеть «затмение плоскоземельщика»: тень на поверхности Луны, представляющую собой диск на спине у слонов, стоящих на огромной черепахе.

плоская земля_затмениеИЦАЭ Владимира регулярно организует лектории в рамках проекта «Энергия науки». Цель проекта – дать возможность жителям регионов России пообщаться с учёными федерального уровня, обсудить последние новости науки и познакомиться с прорывными отечественными и зарубежными технологиями.