16 марта в информационном центре по атомной энергии Калининграда в рамках Недели высоких технологий и технопредпринимательства состоялась лекция для школьников, посвящённая Производственной системе «Росатом» (ПСР).
На лекции девятиклассники гимназии №32 познакомились с культурой бережливого производства, которая внедряется практически на всех крупных, а тем более на высокотехнологичных предприятиях. По словам главного специалиста группы «Обеспечения качества» производственно-технического отдела управления капитального строительства Дирекции строящейся Балтийской АЭС Евгения Михайлова, в основе ПСР в первую очередь лежит здравый смысл, поэтому объяснять необходимость бережливого производства с одной стороны нет необходимости, но с другой -приходится, так как «все понимают, но не все принимают».
«Попробуйте левой рукой, да еще и через голову, почесать правое ухо! – в самом начале лекции главный балтийский ПСР-специалист дал понять ребятам, что лекция не будет скучной, – Неудобно так чесать! Удобнее было бы чесать правое ухо правой же рукой, но, к сожалению, не всегда это у нас получается. Чтобы всё было легче и логичнее – способствует культура ПСР».
Принципы ПСР эффективны не только на промышленных производствах, но и в офисных процессах, поэтому Евгений Михайлов старался приводить примеры, которые близки каждому школьнику: «Вы – такой же «офисный планктон», как и я. Вы тоже работаете за столом, или за партой, как и я. По статистике, 30% времени мы тратим на ненужные вещи. Например, на поиск документов или учебников, ластика стирательного. На ожидание учителя, если тот вдруг пришёл на работу не вовремя».
Разумеется, Евгений Михайлов привёл школьникам несколько примеров того, как можно исправить ситуацию, например, с помощью ПСР-инструмента «5С» – Сортировка, Соблюдение порядка, Содержание в чистоте, Стандартизация и Совершенствование.
«Вспомните свою комнату! Сколько в ней ненужного барахла? Выбросите всё не нужное! На рабочем столе должны быть только вещи, которыми вы пользуетесь каждый день или чаще. Если пользуетесь вещью раз в неделю, то она должна лежать в ящике стола. Если не чаще раза в два месяца, то где-то в комнате. Если еще реже – то эту вещь можно либо отнести на склад, либо продать, либо выбросить – она вам не нужна!», – Евгений также привёл пример из собственного опыта, когда выяснилось, что в его рабочем кабинете из двух шкафов с документами с нужными оказался только один.
В завершении лекции калининградские школьники уже сами рассказали о том, где бы они применили принципы ПСР в своём учебном заведении. Так выяснилось, что больше всего времени на уроках тратится впустую из-за отсутствия дисциплины, когда учитель долго пытается утихомирить класс, но тут, как заметили эксперты, должен работать еще один принцип ПСР – «начни с себя».
Помимо Евгения Михайлова перед калининградскими школьниками в этот день выступил и начальник учебно-тренировочного подразделения Дирекции строящейся Балтийской АЭС Евгений Сухоносенко. Он рассказал о том, какие новые специальности нужны сегодня атомной отрасли и о том, какими качествами должны обладать тот, кто мечтает стать атомщиком.