Рассказываем о некоторых ярких событиях Недели высоких технологий и технопредпринимательства – 2023 в Красноярске.
В школе «Комплекс Покровский» состоялся первый открытый городской турнир «Гонки роботов. Кубок золотого поршня». В нем приняли участие 30 команд из 8 образовательных учреждений Красноярска и Сосновоборска. 60 учащихся в двух возрастных категориях изобретали самую быструю модель гоночного болида из одинакового набора деталей.
Примечательно, что ни одно устройство не походило на другое, при этом отличались и скоростные характеристики моделей. Соревнования проходили по олимпийской системе до двух поражений, при этом ребята имели возможность постоянно улучшать свои постройки. Такой регламент позволял командам даже после первого проигрыша продолжать бороться за «Кубок золотого поршня».
Здесь же прошла городская интеллектуально-познавательная химическая игра «ХимикУм» среди обучающихся 7-8 классов. Участниками стали 5 команд: 4 команды из Комплекса и команда школы № 12. 3 раунда проведены в форме телевизионной игры «Своя игра». Команды отвечали на разные вопросы: интересные факты из жизни учёных и их открытия, использование химических веществ человеком в повседневной жизни, химия и литература, химия и биология, химия и география, химия и история, химия и искусство, химия и математика. В форме игры «Алианс» проведен конкурс капитанов.
Для учеников начальной школы шли занятия по теме: «Каким будет транспорт будущего», – дети с удовольствием создавали модели транспорта будущего. На занятии «С уважением к энергосбережению» первоклассники познакомились с правилами энергосбережения. Узнали, откуда появляется электричество, какие бывают электростанции. Не забыли про экономию, бережное отношение к ресурсам. Итогом занятия стала аппликация радостной лампочки под лозунгом «Сохраним наше будущее вместе!».
В 5 классе прошел урок кибербезопасности. Ученики познакомились с основными принципами безопасного использования интернета. Узнали о схемах мошенничества в сети и о том, как им противостоять. Узнали, что такое фишинговые сайты и как их распознать. Продумали личную стратегию защиты от мошенников в интернете.
Обучающиеся 9 класса на занятии «Естественный отбор как фактор эволюции. Учебное исследование и проект» работали над развитием понимания понятий «жизненная емкость легких» и «дыхательный объем», конструировали прибор (спирометр), который позволяет измерить и сравнить эти показатели жизненного объема легких.
«Ответственность и экологичность или что значит действовать осознанно» – такой урок прошел в 11 классе. Замысел состоял в проведении параллели между действиями человека и работой большой компании. Выстраивалась параллель между трендом на осознанность и новыми принципами ведения бизнеса. Ученики, окунувшись в учебно-познавательную деятельность, сопоставили экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; получили первоначальные систематизированные представления о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; повышение уровня мотивации к целенаправленной учебно-познавательной деятельности и готовности к саморазвитию, а также принятие научной картины мира; развитие компетенций в области самостоятельного планирования и осуществления проектной и исследовательской деятельности в естественнонаучной области и в области организации продуктивного сотрудничества со сверстниками и педагогами.
Ученики 1ю класса посетили городской мастер-класс по созданию мини-голограмм. Теперь ребята знают, как в домашних условиях изготовить 3D-проектор, как рассматривать в нем голограммы. В 1е классе состоялась командная игра «Аукцион профессий». Ребята познакомились с профессиями в области атомной отрасли и высоких технологий. Учитель «выставила на аукцион» профессии, которые имеют отношение к атомной отрасли (ученый, моряк, инженер, врач). Каждая команда с помощью виртуальной рулетки разыграла лот и получила за него монеты – «атомики».
В нескольких классах прошел урок цифры «Что прячется в смартфоне: исследуем мобильные угрозы». Более 350 старшеклассников теперь знают о киберугрозах для мобильных устройств, как избежать потери данных и обезопасить свой смартфон.
На уроке «Искусственный интеллект в образовании» ученики 5 класса разобрались, что такое искусственный интеллект и как он помогает человеку работать качественнее и продуктивнее. Ученики попробовали себя в роли настоящих исследователей данных и смогли создать умного помощника для учителя.
Состоялась III школьная естественно-научная конференция, уже ставшая традиционной. Ученики 5-11 классов представили результаты своей проектной и исследовательской деятельности в естественнонаучной области. Жюри подвели итоги, ребятам вручены грамоты и дипломы. В начальной школе тоже совершаются открытия, разрабатываются проекты «Мой вездеходолетоплав», готовятся модели собственной разработки для выставки.
Наконец, знакомство со строением атома прошло в форме увлекательной командной игры «Морской бой для юных атомщиков». Корабли, с которыми «бились» ученики входят в состав Атомного ледокольного флота: атомная подводная лодка, атомный ледокол, лихтеровоз, атомный ракетный крейсер.
Ученики школы № 152 Красноярска пришли в гости в Красноярский филиал Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Ребятам рассказали об исследованиях на основных рыбохозяйственных водоемах Енисейского рыбохозяйственного бассейна, о разработке и внедрении эффективной биотехнологии искусственного воспроизводства и товарного выращивания ценных видов рыб в целях увеличения продуктивности естественных и техногенных водоёмов. На практике школьники все пощупали и потрогали, попробовали себя в роли исследователей.
Ребята 1-2 класса гимназии № 10 делали первые шаги в науку через кухню. Второклассники рассказали самым маленьким ученикам, что с чудесами можно встретиться даже на кухне. Ведь интересно наблюдать за пляшущими изюминками, мандаринками-водолазами, рисовать на молоке. И эти чудеса может легко объяснить физика.
Ученики школы № 94 посетили 32-ю специализированную выставку строительных и архитектурных проектов, новых технологий и оборудования в строительстве «Строительство и архитектура. Красноярск 2023».
Ребятам были интересны проекты современных коттеджей с обеспечением программы «Умный дом» и основные приёмы создания несложных бытовых построек, таких как флигель или банно-прачечная пристройка. Впечатлили ребят мощные грузоподъёмные механизмы, образцы продукции завода противопожарных преград, мощная техника для добычи полезных ископаемых, транспортные средства разного масштаба и назначения.
Также ознакомились они с информационными технологиями при диагностике состояния автодорог, проектировании новых транспортных магистралей методом лазерного сканирования и дальнейшего 3D-моделирования. Порадовали глаз необычные зеркальные инсталляции, прочные, но безопасные отделочные конструкции, окрашенные в яркие цвета, а также неожиданные элементы дизайна детских площадок: качели, производящие ток. Исходя из того, что участники выставки как наши земляки, так и представители разных городов страны, можно смело заявить о расширении границ познания в прямом и переносном смысле.
Школу № 23 посетил кандидат физико-математических наук, доцент института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ Алексей Ципотан. Ученый погрузил школьников в удивительный мир света. Объяснил принцип поглощения света, рассказал о том, что поглощение атомов индивидуально для каждого – на этом строится оптический метод исследования вещества – спектроскопия. Показал принципиальную схему и принцип работы спектрометра, продемонстрировал самодельный фотометр и показал принцип его работы и калибровки.
В это время в школе № 31 прошел бинарный урок по русскому языку и информатике с применением графического редактора и производством продукта – буклета по теме «Архаизмы». Ребята научились применять в работе инфографику, составлять таблицы, пополнили свой лексикон, а также создали буклет с мини-версией толкового словаря.