Новости

Мы собрали последние новости школ, СМИ и партнеров о событиях Недели, чтобы вы не пропустили ничего интересного!



Фильтр по годам:

Организаторы площадок — о том, как прошла Неделя и как работают с детьми в течение года

24-03-2024

Мы попросили организаторов Недели трех региональных площадок поделиться итогами мероприятий для школьников и рассказать, как их организации работают с детьми в остальное время года.

Татьяна Дзюба, лицей №28, Таганрог:

НВТиТ – одно из важнейших событий для лицеистов, к которой уже заранее начинают готовиться и педагоги, и ученики, и социальные партнеры лицея. Компании-организаторы готовят ежегодно для учителей и школьников готовые уроки, организуются лекции ведущих ученых и технопредпринимателей России, конкурсы и викторины, фестивальные события.

Благодаря НВТиТ все ее участники знакомятся с технологиями, уже сегодня определяющими будущее, знакомятся с крупнейшими предприятиями региона, погружаются в научный мир в рамках межпредметных уроков, и многое другое.

Примечательно, что Неделя направлена также на развитие у школьников навыков и грамотностей XXI века, знакомство с применением искусственного интеллекта в России.

В лицее уже много лет образовательный процесс организуется по технологии индивидуальных учебных планов, значительная роль отводится реализации проекта «Пропедевтика инженерного образования», начиная с младших классов, внедряется  STEM-образование. Активно работает «Лаборатория кибернетики» для учащихся 7-11-х классов, где у лицеистов формируются навыки работы с 3-Д принтером, программирования на различных языках; ученики начальных классов с удовольствием получают первые инженерные навыки в «Лего-лаборатории» в рамках внеурочной деятельности. На уроках с 1 по 11 класс ребята обязательно решают практические задачи, многие из которых педагоги берут из курсов программы «Школа на ладони» (платформа «Цифровой Наноград»).

В рамках предмета «Индивидуальный проект» и работы научного общества лицея «СПЕКТР», курсов внеурочной деятельности, дети сами проводят исследования, создают проекты, получающие высокую оценку социума, востребованные высокотехнологичными предприятиями.

Навыки в сфере информационных и коммуникационных технологий, полученные на уроках «Технология» и «Информатика и ИКТ» , используются в ходе изучения учебных предметов.

Занятия по естественнонаучным предметам проводятся в логике исследовательского подхода (урок- исследование, урок- историческая реконструкция исторического открытия), используется метод проектов. Необходимо отметить, что в лицее развивается коллаборативное обучение, наставничество в системе: ученик-ученик.

Лицеем поддерживается и развивается сотрудничество в системе «лицей – вуз – предприятие (компания)» с целью привлечения школьников к поступлению в технологические вузы, их лучшей подготовки к обучению в университете и большей ориентацией образования на решение практических задач бизнеса. Так ученики лицея уже с 8 класса занимаются в студенческом конструкторском бюро «КИТ» Южного федерального университета (ЮФУ), Научном образовательном центре «Нанотехнологии» – в рамках сотрудничества с ИНЭП ЮФУ, «Бизнес-клубе» по направлению бизнес и информатика с ИУЭС ЮФУ, межведомственной междисциплинарной программе «Пульс» ЮФУ, работают со студентами Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ).

Организовываются систематические встречи педагогов вузов, представителей предприятий, ученых с учащимися лицея, образовательные экскурсии в научно-исследовательские лаборатории, предприятия (в том числе в онлайн-формате).

Образовательная программа лицея содержит такие курсы как «Основы предпринимательства», «Экономика», «Финансовая грамотность», «Индивидуальный проект». В данных курсах отводится важная роль формированию навыков технопредпринимательства.

Благодаря реализации курсов обучающиеся лицея становятся призерами научно-практических конференций «Старт в инновации» (МФТИ), по направлениям «Проект по технологическому предпринимательству», «Инженерный проект», «Исследовательский проект», «Открой в себе ученого», «Крона Джуниор» и других. Таким образом можно утверждать, что у лицеистов формируются технопредпринимательские навыки.

Наши выпускники продолжают свои научные исследования и проекты в вузах, а некоторые из них получают значительную грантовую поддержку. Примерами таких успешных выпускников являются: Кондратов Вадим, Шутенко Остап, Яцумира Александр и другие.

Некоторые ученики проходят длительный путь становления в научном мире, начиная с младших классов. В итоге – они становятся авторами замечательных изобретений (от экзоскелета для военных до сверхчувствительного газового сенсора), разработчиками интересных программных продуктов (например, с использованием нейросети), важных социальных проектов, направленных на улучшение инфраструктуры г. Таганрога. Например, Бойко Г., Григорьев Д., Гаврилов В., Халиман М., Маряхин Д., Семенистый Д., Бирюлин М., Шестерякова М. и другие.

Необходимо отметить, что каждый год наши ученики становятся победителями хакатонов по программированию, научно-практической конференции «IT-будущее» и других конкурсов инженерной и технологической направленности.

В этом году на НВТиТ было много занятий по промпт-инжинирингу, ИИ и языковым генеративным моделям. Преимущества использования chatGPT, чат-ботов в образовательных целях очевидны. Чат-боты, доступные через платформы, такие как Telegram, позволяют детям быстро и удобно получать ответы на часто задаваемые вопросы. Это может включать разъяснение определенных понятий, объяснение сложных тем или даже помощь с выполнением домашних заданий.  Кроме того, чат-боты могут организовать рассылку уведомлений о расписании занятий, последних новостях или важных событиях в образовательном учреждении. Это помогает детям быть в курсе всех обновлений и своевременно ориентироваться в учебном процессе. Думаю, что они станут эффективным инструментом для обмена информацией, получении ответов на вопросы и оптимизации образовательного процесса. Искусственный интеллект становится частью современного образования и продолжает эволюционировать, чтобы еще больше помочь учащимся достигать успеха.

Татьяна Шаповалова, лицей № 11, Челябинск:

Лицей №11 является ресурсным центром «Школьной лиги» по Челябинской области. Активно участвуя и привлекая к участию школы региона в программах Лиги. НВТиТ включена в образовательный процесс, мотивирующий учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин, технологии, участию в учебно-исследовательской и проектной деятельности

Использование уроков «ПОД КЛЮЧ» от партнеров позволило сделать Неделю в лицее важнейшим элементом образовательного процесса, мотивирующего учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин, технологии, участию в учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В лицее создана открытая, избыточная, диалоговая образовательная среда на основе смешанных технологий обучения и сетевого взаимодействия с наукоемкими партнерами. Можно выделить 3 основных направления:

1) Пространство индивидуального образования формируется с помощью индивидуальных образовательных маршрутов, которые составляются на основе программ самоопределения. Технологии самоопределения учащихся МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» реализуются на основе программы самоопределения и индивидуальной проблемно-познавательной программы (автор – Е.В. Киприянова).

2) Пространство учебного исследования формируется на основе предметных лабораторий лицея таких как: лаборатория генетики и физиологии растений, ГЕОателье, Центр инженерных технологий и изобретательства, школьный Музейный комплекс, лаборатория межкультурных коммуникаций, журналистики, Медиацентр.

3) Пространство социальных практик формирует социальные компетенции на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности, например, «Движение первых», волонтёрские отряды

На формирование научной картины мира направлен проект ФАНК – Фестиваль актуального научного кино, который проводится в лицее 2 раза в год. В ходе, которого учащиеся лицея знакомились с научно – популярными фильмами, самостоятельно делая выбор из предложенных контентов.

В рамках курсов внеурочной деятельности учащимся предлагается огромный перечень практико – ориентированых курсов.  Например: «Биотехнология», «Лабораторно – химические исследования», «Земля из космоса» и другие. На данных курсах учащиеся решают кейсовые задания, создают проекты и определяются с направлениями и темами для исследовательских работ.

Главные партнеры лицея: МБУ ДПО «Центр внешкольной работы «Истоки» г. Челябинска», Детский технопарк «Кванториум», ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный универститет», ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры, Фонд развития предпринимательства Челябинской области «Территория бизнеса», частная медицинская компания «Инвитро», Промышленная группа  «КОНАР»  г. Челябинск и другие.

В рамках данного взаимодействия реализуются программы научно-популярных событий, сетевые лектории, научные консультации ведущих ученых, мастер – классы, что способствует популяризации и распространению научных знаний, мотивирует учащихся на участие в интеллектуальных и творческих конкурсах и соревнованиях. Так же у учащихся есть возможность выполнения исследовательских работ и прохождения летних практик на базе научных и промышленных лабораторий.

Технопредпринимательство (предприниматель продает высокотехнологичный продукт) в ОО может быть реализовано в рамках предметных курсов (физика, химия,информатика, экономика). Так же курсов дополнительного образования, или в рамках работы над индивидуальным проектом в 9 /11 классах( с партнерами -вузы, бизнес-сообщество). Образование, необходимое технопредпринимателю — базовое физическое или техническое + IT (это связано с разработкой интерфейсов, презентаций и лендингов продукта) и знание проектного менеджмента, основ экономики. Уроки и образовательные события: знакомство с технологическими кампаниями, встречи с технологическими предпринимателями, проведение школьного стартапа.

Успехи учеников подтверждаются большой командой лицея, прошедшей отбор на федеральных окружных соревнованиях «Шаг в будущее и получивших приглашение международный форум научной молодежи «Шаг в будущее» г. Москва 25 – 30 марта 2024. На форум поехала команда из 13 человек представлять свои работы из самых разных областей наук. Это и разработка спутников и проблемы восстановительной медицины, изготовление прототипов роботов. На уроках мы не используем чат-боты, но проводили эксперименты. Соревнование по решению заданий ЕГЭ по химии между 10 естественнонаучным классом и chatGPT. С разгромным счетом победили лицеисты. Пока чат – бот не в состоянии решать сложные многокомпонентные задания.

Учителя литературы так же предлагали с помощью чат-бота выполнить анализ литературного текста. Вывод: нейросеть не способна почувствовать тест и его тонкости, искусственный интеллект совершает грамматические ошибки, логические ошибки и местами противоречит сюжету.

  • Светлана Ткаченко, методист службы мониторинга выполнения образовательных стандартов по направлению “Одаренные дети” МАОУ СШ “Комплекс Покровский”:

Неделя высоких технологий – это значимое событие для нашей школы и города в целом. Мы участвует в ней ежегодно, планируем мероприятия внутри учреждения и также для учеников, педагогов города.

Для развития научного и технологического образования в МАОУ СШ “Комплекс Покровский” г. Красноярска используем проведение ежегодной школьной конференции в рамках Краевого молодежного форума “Научно-технический потенциал Сибири” для обучающихся 4-11 классов, школьной конференции естественно-научного образования “Шаги в науку” для учеников специализированных классов, школьной конференции младших школьников “НОУшата” (1-4 кл.), включение в учебный план таких часов как “Индивидуальный проект” в старших классах, сопровождение школьников, их мотивирование грамотами и подарками, торжественное награждение на общешкольной линейке. А также дальнейшее выдвижение лучших работ для участия в конференциях и фестивалях различного уровня.

Внешние эксперты – это для нас учителя из других классов, являющимися постоянными руководителями проектно-исследовательских работ. Мы – большая школа, поэтому есть внутренний ресурс. Хотя был и такой опыт: приглашение экспертов из Красноярского Дома науки и техники.

В школе успешно реализуется программа дополнительного образования “Робототехника. И в этой части проводятся внеурочные мероприятия.