Актуальность профориентационной работы в КалмГУ в настоящее время приобретает новое звучание, что обусловлено динамично развивающимся рынком труда и реформированием системы высшего образования в нашей стране. В этой связи любой формат взаимодействия вуза со школьниками априори носит профориентационной характер. Прошедшая в университете на прошлой неделе VΙΙΙ Всероссийская Школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства тому подтверждение.
Подведём некоторые итоги. Во-первых, Неделя наглядно показала новые возможности столь важной работы, а также необходимость использования индивидуального психолого-педагогического сопровождения старшеклассников при выборе вектора профессионального самоопределения.
Во-вторых, следует отметить, что в рамках Недели были задействованы 30 студентов различных факультетов (ФПОиБ, ФУП, ЭФ, ФМФиИТ, ГФ), 28 преподавателей, учителей и сотрудников КалмГУ и РНГ имени преподобного Сергия Радонежского. Участниками Недели стали более 800 учащихся из 36 образовательных учреждений Калмыкии, в том числе из г. Элиста, Кетченеровского, Приютненского, Целинного, Черноземельского, Яшкульского районов.
В-третьих, предлагаемый формат взаимодействия вызвал интерес у школьников и учителей в содержательном плане. В качестве примера приведу письмо, полученное мною на электронную почту от Королёвой Натальи Геннадьевны, учителя Кегультинской СОШ имени Героя Советского Союза М.А. Сельгикова:
Уважаемая Светлана Владимировна! Спасибо за организацию и проведение Недели высоких технологий. 13 марта наши учащиеся побывали на ФМФиИТ. Экскурсию-беседу проводил Бисенгалиев Ренат Александрович, доцент кафедры алгебры и анализа, кандидат физмат наук. Наша группа ознакомилась с физическими лабораториями КалмГУ. Большой интерес у учеников 5-7 классов вызвала презентацией “3D-протипирование”, подготовленная студентами 2 курса Нагадиновым Александром и Велегуриным Тимофеем. Ребята узнали о работе 3D-принтеров, их типах, принципах работы и значении. А главным открытием стало, что сейчас выпускают много роботов, а профессиональных работников по обслуживанию и ремонту роботов мало. То есть учащиеся открыли для себя новые направления в выборе будущей профессии. Также ребята узнали о Программе «Умник», где можно реализовать свои творческие возможности и сделать новые открытия. Наша группа посетила следующие лаборатории: Лаборатория системного и прикладного программирования, Лаборатория сетей и систем передачи информации, а также Центр нанотехнологий наноматериалов ИКЭС Центр 3D-протипирования, Центр наблюдения и анализа солнечной активности”. Учащиеся впервые увидели 3D- принтер и сканер и рассмотрели, потрогали предметы, созданные этой современной техникой. Велегурин Т и Нагадинов А отметили важность изучения всех предметов школьного курса. Так как ребята задавали вопросы связанные с биологией, физикой, химией.
Лиджи-Гаряев Владимир Викторович, преподаватель кафедры информационных технологий и информационных безопасностей показал сервера, рассказал о механизмах работы серверов – удаленный рабочий стол, также познакомил с направлениями информационной безопасности. Ребята увлечённо рассматривали шифровальщики, типы розеток, оптоволокно. В лаборатории можно было самим включить лабораторные тренажёры. Ребята с восторгом слушали Владимира Викторовича и задавали много вопросов о работе сетей и систем передачи информации, а также о возможности получить профессии в данной области. Большой интерес вызвала обсерватория. Ребята впервые увидели телескоп в центре наблюдения и анализа солнечной активности, а также узнали, как наблюдают за солнцем на территории Калмыкии.
Обратную связь с участниками Недели осуществляли студенты 2 курса направления «Психология» Джал Халгаев и Софья Кузьмицкая. Вот отзывы участников, записанные ими:
Денис Яровой, 8 «б» (ЭМГ им. В. Хлебникова):
Мне очень понравилось, всё было очень интересно. Программа VΙΙΙ Всероссийской школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства в Калмыкии составлена хорошо и увлекательно. Мне очень понравились старания студентов и преподавателей. Я считаю, что каждому классу физико-математического профиля нашей гимназии нужно посетить КалмГУ и увидеть эту программу. Меня заинтересовала тема 3D– моделирования, придя домой, я прочитал много информации и просмотрел видеофильмы об этом.
Рыбакова А.В., учитель химии и биологии, ЭМГ:
Сегодня присутствовали на лекции по химии. Предмет, конечно, специфический. Очень сложный, но также очень интересный. Учитывая новое появившееся в университете оборудование, это направление в будущем должно активно развиваться, для этого есть много предпосылок. Ученики немного не ожидали такого увидеть, все-таки разница между школой и вузом высокая. В школе вся информация представляется в виде лекций, простых слов, а тут они были удивлены наличием таких профессиональных инструментов, подобного оснащения в нашем маленьком городе. Разумеется, подобные встречи пойдут им на пользу.
Захаров Николай, 15 лет, 8 класс, Воробьевская СОШ:
Посетил профориентационный тренинг «В мире профессий». О мероприятии узнал от классного руководителя, захотел пойти, так как интересует вопрос выбора профессии. Кроме того, снимали с уроков. Понравились игры и упражнения, которые с нами проводились, особенно запомнились игра «крокодил» ипоследнее упражнение «Надо, могу, хочу» по выбору подходящей специальности. В принципе, мероприятие оставило хорошие впечатления, было очень подробным и насыщенным. Иногда что-то подобное проводится в нашей школе.
Настя Насунова 8 «б» (ЭМГ им. В. Хлебникова):
Экскурсия по лабораториям физико-математического факультета КалмГУ была очень интересной. Нам показывали и рассказывали о 3Dпринтере, об интернет-сетях и информационной безопасности, о том, как производятся наблюдения за Солнцем, о строении большого телескопа обсерватории. Жалко, что не получилось посмотреть на Солнце в телескоп из-за туч. Если будет еще возможности посетить такие экскурсии по лабораториям КалмГУ, я точно пойду! Спасибо организаторам и координатору за экскурсию!
Лиджиева Галина, РНГ, 10 класс, 16 лет:
Посетила деловую игру по интернет-предпринимательству. О мероприятии узнала от классной руководительницы, решила пойти, так как интересуюсь и подобного рода играми, и самим предметом занятия. Остались крайне хорошие впечатления, объясняли все очень подробно и в целом тепло приняли. Лучше всего запомнилось выполнения задания, когда команда работала сообща, горела энтузиазмом деятельности, а также моменты, когда страх и нежелание проигрывать подстегивали работать еще упорнее. Сама учусь на физико-математическом направлении, но собираюсь сдавать еще и обществознание, потому что им интересуюсь. Ранее из мероприятий недели высоких технологий посетила в прошлом году психологический тренинг. С радостью будет участвовать еще, если получится, и очень хотела бы, чтобы подобные игры проводились в моей школе.
Горяева Тевкя, ЭМГ:
Мероприятие очень понравилось. Узнала о нем через учителей. Они пригласили поучаствовать, и я согласилась. Больше всего запомнился рассказ про работу сердца, сильно понравились опыты на компьютере. Самый интересный момент из всей экскурсии по лабораториям физико-математического факультета Калмыцкого государственного университета – 3D-принтер и 3D-прототипирование различных объектов. Люди, учащиеся и преподаватели КГУ – интересные люди. Без сомнений, пришла бы на подобную лекцию еще раз.
Очирова Катя, ЭМГ:
После лекции остались только положительные эмоции. Посетить ее захотела сама, но записалась, конечно, через учителей. Впечатлила теория функции сердца, про круги кровообращения. Не отказалась бы прослушать что-нибудь еще подобное.
Эля, 8 «б» (ЭМГ им. В. Хлебникова):
Недавно я с классом посетила экскурсию-беседу «Роль эксперимента в исследовании (знакомство с физическими лабораториями КалмГУ)». Нас водили по разным лабораториям и показывали различное высокотехнологичное оборудование. Если честно, я думала, что меня (девочку) вряд ли смогут заинтересовать такого рода вещи. Однако, я не могла оторваться от слушания. Преподаватели очень подробно и захватывающе рассказывали о своих лабораториях. Несмотря на ненастную погоду, эта экскурсия сделала мой день лучше!
Таким образом, итоги Недели показали, что главный акцент необходимо делать на эффективные методы работы, которые позволяют вовлекать выпускников в активные действия по начальному знакомству с профессий, формировать их заинтересованность. Именно так школьники смогут ориентироваться на рынке труда. Ведь в каждом человеке заложен огромный потенциал. Важно вовремя определить индивидуальные особенности и развить их, дав тем самым возможность школьнику в будущем определиться с выбором профессиональной деятельности, разобраться и адаптироваться на рынке труда в условиях современной социально-экономической ситуации в стране.
Материал подготовила:
Даржинова С.В., к.п.н., директор музея, координатор проекта.
Фотографии Джала Халгаева