Лекции и мастер-классы, научные фестивали и интерактивные занятия прошли с 18 по 24 марта в 268 школах, вузах, детских образовательных центрах и на предприятиях. Участники — школьники, их родители и учителя из 79 регионов России.
Главные партнеры в этом году — Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Фонд содействия инновациям, а также Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Цифриум, Росатом, Роскосмос, Самолет, ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России, Объединенный институт ядерных исследований. Всего более 176 партнеров. Организатор — АНПО «Школьная лига». Проект включен во всероссийский календарный план мероприятий по научно-техническому творчеству.
«Мы много говорили о науке, технологиях и о том, какую роль они играют в общем благополучии. Благодаря партнерам и организаторам площадок в регионах школьники на примере реальных ученых, бизнесменов, профессионалов своей области увидели, что значит проводить исследования, создавать технологические продукты, работать с инновациями. Встречи не только помогли ребятам попробовать и пощупать разные карьерные траектории, но и услышать от самих ученых и технопредпринимателей о том, как те сделали свой профессиональный выбор, что их увлекает в своем деле. Такие первые касания с бизнесом, наукой, значимыми взрослыми и есть суть Недели», – сказал директор Школьной лиги Антон Алексеев.
Программа Недели включила более 2 560 событий: как очных, так и онлайн, чтобы любой школьник мог присоединиться и получить знания. Представители науки и высокотехнологичного бизнеса знакомили участников с разработками в области искусственного интеллекта, новых материалов, альтернативной, атомной и гидроэнергетики, транспорта, экологии, освоения космоса, морских глубин и Арктики, медицины и фармацевтики.
Учителя также пользовались 150 готовыми уроками, разработанными научными центрами и компаниями-партнерами вместе с методистами Школьной лиги. Такие занятия «под ключ» рассчитаны на 45 минут. С их помощью школьные учителя обсудили со школьниками новые профессии и разработки, провели лабораторные эксперименты и практикумы.
Всего в этом году педагоги скачали материалы 12 тысяч раз. В топ самых востребованных занятий вошли: серия уроков «Искусственный интеллект в отраслях» от Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», Фестиваль «Классная метавселенная» от Школьной лиги и Фонда содействия инновациям, «Готовимся к урокам с помощью нейросети» от Цифриума, «Ароматные приключения» от СПХФУ и «Невозможное возможно: магия атомных технологий» от Росатома.
Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее», подчеркнул: «Одна из ключевых задач Фонда – дать детям и взрослым возможность освоить необходимые современные навыки. Неделя высоких технологий и технопредпринимательства – проект, который помогает распространять разработанные нами материалы и обучать по ним детей со всей страны. С каждым годом участниками наших мероприятий становится всё больше школьников и учителей. Это показатель того, что мы создаем очень интересные и актуальные материалы, которые приносят реальную пользу и помогают детям и взрослым идти в ногу со временем и успевать за быстро развивающимися технологиями».
Генеральный директор Цифриум Алексей Половинкин отметил: «Я искренне убежден, что лишь в партнерстве “школа + высокотехнологичный бизнес + современная наука” возможно создавать такие увлекательные сетевые проекты. Мы подготовили для Недели высоких технологий специальный урок, который рассказывает школьникам, в чем отличие нейросетей от ИИ и как с помощью этих инструментов и грамотного промта помочь себе в учебе. Эта инициатива является окном в мир высоких технологий для тысяч школьников уже 13 лет. Спасибо Школьной лиге, что уже в школе ребята могут познакомиться с высокотехнологичными производствами и разработками, загореться ими и начать осознанно двигаться к своей мечте».
События в регионах
В Санкт-Петербурге прошли уроки по энергосбережению, аналитической химии, бионике и интернету вещей, а также множество лабораторных. Как работает биометрия, искусственный интеллект и инвестиции в инновации, изучали в ЛНР, также там интересовались языковыми помощниками, оптикой, энергосбережением и космосом. Уроки по космонавтике, электричеству, индустриализации прошли на Ямале. Метавселенные и данные изучали в Кемерово, и там же состоялись экскурсии и просмотры научных фильмов. Пензенские школьники учились моделировать дома и работать с нейросетями. Фризлайт и кинезиология стали темой мастер-классов в Таганроге. Школу будущего презентовали в Красноярске, где также знакомили учеников с искуственным интеллектом и экологией, финансами и атомными технологиями. Школьники Ростовской области побывали на открытых уроках «Что такое гидроагрегат?», «Зелейная лавка», «Калейдоскоп индикаторов», «Некислая среда» и других. Кардиология, устройство компьютера и водородная энергетика стали главными темами Недели в Сургуте. В Мурманской области участники посетили территориальный центр медицины катастроф и профориентационные мастер-классы.
Лекции и практикумы прошли в колледжах и университетах: в СПбГУ, ТГУ, ЧувГУ, ЯГТУ, ЧелГУ, ЧГУ, СГТУ, КГПУ, СКФУ, РЭУ Плеханова, ПетрГУ и других.
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет подготовил программу, включавшую очные практикумы и онлайн-занятия для привлечения будущих специалистов R&D-сектора, исследователей в области доклинических и клинических испытаний, химиков-технологов, биотехнологов.
«Развитие химико-фармацевтической отрасли невозможно без последовательных решений кадрового вопроса, — отметила проректор по учебной работе СПХФУ Юлия Ильинова. — Благодаря взаимодействию «Школа-Вуз-Предприятия» у школьников, наших будущих абитуриентов, возникает образ будущего, осознанное самоопределение. Сейчас в нашей сети более 90 школ, активно участвующих в сетевых образовательных событиях СПХФУ общим охватом на сегодня более 10 000 участников. Следующая наша задача не только в расширении сети, но и менторская помощь учителям в организации и реализации школьных исследований и проектов фармацевтической направленности».
Музей Циолковского представил специальную программу об освоении космоса. Участники знакомились с состоянием и перспективами космической деятельности в России, спутникостроением, устройством скафандров, техникой и материалами для космоса. На лекциях Объединенного института ядерных исследований ребята узнали больше о физике элементарных частиц.